Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное, часто депрессивное состояние человека в среднем возрасте, которое связано с переоценкой полученного опыта, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в более раннем возрасте упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не когда-нибудь в будущем). Обычно этот кризис происходит в возрасте 35–45 лет, но может также начаться чуть раньше или позже.
Любой психологический кризис может вызвать как дальнейшее развитие личности, так и регресс. В результате разрешения кризиса личность может перейти на качественно новый способ проживания своей жизни.
К середине жизни человек накапливает большой жизненный и профессиональный опыт. Начинают происходить физиологические изменения, могут начаться проблемы со здоровьем. Но эти изменения не воздействуют на когнитивную сферу человека, который остается активным, трудоспособным, творческим. В этот период своей жизни человек обладает большим объемом знаний и эффективным мышлением, умеет оценивать происходящее более глубоко и широко и может справляться с неопределенностью.
Средний возраст — это самое активное, работоспособное состояние человека, расцвет его умственной продуктивности. Это время, когда человек может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет возвращения к смыслу своей жизни. В этом возрасте обостряются такие потребности, как реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. Возникает необходимость подвести предварительные итоги и наметить дальнейшие жизненные перспективы.
Кризисы — это нормальный процесс развития человека, характеризующийся переходом личности на новую, более высокую ступень развития, но кризис среднего возраста опаснее детских кризисов тем, что человек остается со своими проблемами один на один. Не зря на этот период фиксируется всплеск самоубийств, деградаций (алкоголизм). Неразрешенные проблемы предыдущих кризисов, отголоски незаконченного бунтарства, на время «притихшие», снова обрушиваются на человека. Если в свое время подросток не смог освободиться из-под родительского влияния, восстать против жизненного уклада, навязываемого ими, тогда в среднем возрасте вдруг его озаряет, что живет и действует он до сих пор по чужим правилам. И возникает естественное желание поиска себя, собственного пути.
Симптомы кризиса среднего возраста:
- Пониженное настроение, депрессия. В это время человек начинает задумываться об экзистенциальных проблемах, он осознает конечность жизни, чувствует физические изменения, ощущение собственной несостоятельности. Кажется, что привычный мир рушится и больше не станет таким, как прежде, что заставляет его испытывать состояние повышенной тревожности, нервного напряжения и может привести к депрессии.
- Кардинальный пересмотр жизненных ценностей, потеря интереса ко многим, раннее значимым сторонам жизни. Изменение отношения к ценностям сопровождает кризисный период. Человек не понимает, как ему были дороги вещи и события, которые в данный момент времени не имеют для него ни малейшего значения. Возникает дезинтеграция в мотивационно-личностной сфере и неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
- Переоценка личных достижений, недовольство собой. «Кризис среднего возраста характеризуется повышенными требованиями к себе. Человек концентрируется на любых своих переживаниях и считает их поводом для того, чтобы расписаться в собственной слабости перед самим собой». Кроме того, в этот момент человек «начинает неосознанно сравнивать свои имеющиеся достижения с теми, которые имеют его сверстники. Для многих подобное сравнение может обернуться настоящим испытанием. Поскольку личность и так ощущает себя достаточно уязвленной, возникают тревожные мысли». Человек переосмысляет ориентиры, по которым оценивал себя в первой половине жизни.
- Ощущение бессмысленности жизни.
Кризис среднего возраста содержит три этапа изменения личности:
Первый этап — расставание с прошлым.
Второй этап — формирование нового мира. Не нужно преждевременно завершать этот этап, поскольку можно навредить реализации творческого потенциала и помешать переходу на следующий этап. Наоборот, необходимо погрузиться в свои переживания, так как переживание — это внутренняя работа человека по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом своей деятельности.
Третий этап — рождение новой личности, которая будет адаптирована к условиям своего окружения и обладать высоким уровнем социальной ответственности. Эта личность будет находиться в состоянии непрерывного развития и самосовершенствования, испытывать удовлетворение и радость здесь и сейчас, с оптимизмом смотреть в будущее.
Кризис длится от несколько месяцев до года-двух. Он начинается и завершается незаметно, его границы размыты. Самое сильное обострение происходит в середине периода. Реагирование человека на кризис зависит от того, на что человек больше ориентируется в жизни — на личностный рост или на получение удовольствий. Особенно затрудняет разрешение кризиса страх изменений и проекция кризиса не на себя, а на окружающий мир.
Существуют также факторы, которые способствуют разрешению кризиса:
- Признание жизненных ограничений. Благодаря этому фактору человек становится более организованным, сконцентрированным над усилиями, которые ведут к желаемым изменениям. Многие повышают уровень своего образования.
- Эмоциональная гибкость. Человек может изменять эмоциональный вклад от человека к человеку, от деятельности к деятельности.
- Духовная гибкость. Среди многих людей зрелого возраста существует тенденция к растущей ригидности во взглядах и действиях, они закрывают свой ум от любых новых идей. Ригидность может перерасти в фанатизм или нетерпимость, что ведет к неспособности воспринимать что-то новое, творчески решать задачи.
- Умение быть счастливым, т. е. находить радость и получать удовольствие от того, что есть. Близкие отношения, возможность творчества в семейной и профессиональной жизни могут являться источниками счастья.
- Способность поддерживать баланс между настоящим моментом и стремлением в будущее. Эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. В течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться.
- Склонность и способность к рефлексии.
Переживание данного кризиса является необходимой ступенью развития и обогащает человека. Его продуктивное преодоление помогает личности достичь своей зрелости.
Я работаю с клиентами, переживающими кризис среднего возраста, в экзистенциально-гуманистической парадигме, благодаря которой человек может привести свою «я-концепцию» в соответствие с испытываемым опытом, принять себя; научиться проживать жизнь аутентично; осмыслить свою жизнь, найти в ней направление; почувствовать себя способным на большее и иметь выбор.